В этой статье речь пойдет о товарных торговых автоматах (торгоматах, вендинговых автоматах, вендорах), выдающих покупателям те или иные материальные ценности.
В целом, на начало 2010-х годов в Украине в общей массе коммерческого вендингового покрытия 60% составляют кофейные автоматы (кофематы), 30% – платежные терминалы и лишь 10% приходится на автоматы по продаже снеков или банок/бутылок с напитками (или и того, и другого). Автоматы же по выдаче карт предоплаты, табачных изделий, поп-корна, прессы, презервативов (кондоматы) выжимаемых фреш-соков (сокоматы, фруктоматы), холодных напитков на разлив (дринкоматы) или воды (с подключением к водопроводным системам или без него) и других товаров остаются у нас единичными.
В США, к примеру, распределение кофематов и автоматов прочих товаров изначально было более равномерным. Но ряд распространенных там вендинговых автоматов и вовсе пока не развивается в Украине. Среди них такие варианты выдаваемых товаров как билеты и флайера доступа к большому выбору культурных мероприятий в данном городе (с функцией онлайн-взаимосвязи с проводящими мероприятия компаниями), салфетки и гигиеническая продукция, почтовая продукция и подарочные пакеты, автомобильные вспомогательные мелочи и вещества (на автозаправках), игрушки, книги. В качестве курьеза – но вполне прибыльного – недавно в Америке появились единичные сезонно программируемые и украшаемые автоматы: по выдаче разнообразных «валентинок» в известный день, рождественско-новогодних сувениров и украшений; а в Нью-Йорке во второй половине ноября устанавливается единственный в своем роде вендор по продаже клюквенного сиропа, тыквенных пирогов и фруктовых наборов для украшения классической фаршированной индейки в Thanksgiving Day.
Не исключено, что вскоре подобные автоматы – вплоть до сезонных «пасхоматов» с выдачей куличей и крашанок – появятся и у нас. К слову, предприниматели с инженерными возможностями могут заработать немало денег на будущих стартаперах – если уже сейчас займутся проектированием с последующим изготовлением и продажей новых разнотоварных вендоров на базе существующих их видов.
Но даже если взять всю массу столь распространенных в наших городах кофематов и чуть менее популярных снековых и баночных автоматов, специалисты по вендингу пока оценивают их общий уровень покрытия в 15% от возможного. Другими словами, начинающему оператору вендингового бизнеса открывается широкое и еще во многих местах малоконкурентное поле. А если говорить о некофейных автоматах, то это на 2012 год едва ли не повсеместно бесконкурентный стартап.
Основными преимуществами вендингового бизнеса являются:
Итак, физически схема вступления в вендинговый бизнес проста «как три копейки»:
Таким образом, главным специальным аспектом бизнеса является выбор торгового автомата. Для начала отметим, что помимо новых и подержанных вендоров существует такое понятие как восстановленный автомат (после капремонта) – он дороже подержанного, но дешевле нового: самые низкоуровневые восстановленные кофематы можно приобрести за 800-1000 долларов, солидные восстановленные аппараты стоят около трех тысяч долларов (те, которые в новом виде стоят четыре тысячи единиц валюты США).
Кроме того, для новичка автоматы кажутся все одной высоты – большие в 1,83 метра и изредка попадающиеся «низкорослые» высотой в 1,4-1,8 метров. На самом деле, среди таких вендоров есть:
Приобретая мини-автомат, следует поинтересоваться, входит ли в комплектацию и/или заявленную продавцом цену cоответствующая автомату тумба-сabinet.
При этом мини-автоматы хоть и имеют функциональную часть и количество внутренних базовых техэлементов (скажем, канистр с водой) вдвое-втрое меньше, чем у крупных вендоров, дешевле последних всего на 15%-25% (если выбор товаров в мини-версии не стал намного меньше).
Но если с уменьшением автомата до мини-версии уменьшается и его ассортимент, девайс начинает дешеветь прямо пропорционально степени уменьшения ассортимента. В приведенном примере мини-фруктомат с выбором всего из четырех напитков стоит уже 24 тысячи гривен.
Cам выбор между мини- и макси-вариантами предприниматель, разумеется, должен сделать на основании собственного прогноза потребляемости товаров в выбранной точке. Впрочем, ошибиться тут не очень страшно – подержанные автоматы можно достаточно успешно и недешево сбыть – и, при желании, заменить другими, более или менее объемными или инотоварными.
Важной составляющей торгового автомата являются купюро- и монетоприемники. Обязательно следует поинтересоваться, входит ли цена таковых в заявленную цену автомата (в стоимость подержанных и восстановленных она входит иногда, в стоимость новых – редко). Дело в том, что установка тех или иных деньгоприемников – дело свободного выбора владельца автомата. Есть много видов и брендов этих устройств, они бывают подержанные и новые (вполне можно на новый автомат поставить монетопримник б/у и наоборот). В общем, навязывать их выбор поставщики автоматов обычно не берутся.
Среди систем платежа для торговых автоматов различают:
Также у продавца автомата можно выяснить, поставляются ли с устройством (за отдельную плату или внутри цены изделия) фирменные заглушки рекламного или простого вида – они закрывают отверстия корпуса, предназначенные для тех систем платежа или возможностей выбора товара, которые вы временно не собираетесь использовать.
Наконец, существует важный и ценный функционал по желанию – антивандальные конструкции – нечто напоминающее металлический сейф с прорезями, содержащий заодно различные полезные дополнения для автомата. Новые такие конструкции стоят от 1500 долларов. Среди их дополнительных функций, о которых стоит спросить их продавцов, различают:
Автоматы используют вполне обычные товары, приобретаемые у обычных поставщиков. Даже кофематы «кушают» обычный молотый, зерновой и растворимый кофе, стандартные порошки капуччино, горячего шоколада, сухих сливок, растворимого чая, обычные сахар и воду. Разве что ванильно-кофейные смеси принадлежат пока к редким в быту ингредиентам (но частым у оптовиков – как раз ради вендинга).
Помимо товаров напитковые автоматы используют стаканчики, иногда с вкладываемыми в них ложечками. Наиболее разумным и красивым путем для кофематов является приобретение брендированной такой мини-тары, предлагаемой производителями кофе (их можно приобрести у многих поставщиков последнего, без общения с которыми владельцу кофемата все равно никуда не деться – а нужные контакты зачастую можно выяснить у продавцов самих автоматов). Для сокоматов и дринкоматов разливных напитков и воды подойдут простые небрендированные стаканчики.
Общая себестоимость ингредиентов стаканчика кофе для вендингового автомата составляет на лето 2012 года 1-1,5 гривны, что при продажной цене напитка в автомате в 3-4 гривны дает среднюю прибыль около 2 гривен/стаканчик.
При наличии нескольких вендоров или сложности в бухгалтерских расчетах затрат (ведь тут очень мелкие и многочисленные расходные материалы) можно приобрести имеющиеся на рынке бухгалтерские программы для вендинга стоимостью от 300 долларов.
К первичному сервису автоматов, безусловно, относится его доставка и установка и ее оплата или бесплатность – что особенно важно, если продавец автоматов находится в одном городе, а вы в другом. Отдельным параметром следует первичное налаживание (программирование) электронных кнопочных функций автомата и подключение банкното- и купюроприемников – все это в 99% случаев проводит за пять минут сам покупатель, пользуясь инструкцией к автомату.
А вот последующий сервис может содержать в себе гарантийное бесплатное обслуживание и постгарантийное (или изначальное) платное – с функциями как серьезного ремонта аппарата, так и обычной его заправки по поручению и с ингредиентами владельца (последнее, впрочем, недешево – начинающему стартаперу вряд ли есть смысл отдавать это простое дело на аутсорсинг).
Наконец, инкассацию автомата владелец может производить как лично, так и нанимая для этого профильные службы, в том числе банковские. Но опыт показывает, что вендинговые бизнесмены, не имеющие рядом с автоматом инкассируемых магазинов, дорогой внешней инкассацией пользуются редко. Обычно изымаемая за три дня из автомата сумма составляет 1000-1200 гривен, что некритично для простых личных перевозок.
1. Просто захотеть пить исключительно натуральный кофе.
2. Сообщить об желании установить кофейную машину в Киеве любым способом: отправив e-mail
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
, набрав номер 050-462-81-88 или написать здесь.
3. Условиться о дате посещения нашего специалиста и найти вместе с ним подходящий вариант установки у Вас кофе-машины.
4. Подписать договор.
5. Найти место для кофейного аппарата (всего 0,5м2) плюс розетка 220В.
6. Ежедневно наслаждаться ароматом свежезаваренного кофе в своём офисе!
По Вашему желанию, в целях снижения стоимости порции напитка, мы можем использовать и другие сорта кофе. Так, к примеру, очень хорошо себя зарекомендовал кофе TOTTI, обладающий превосходными вкусовыми качествами и ароматом. Тем не менее, совсем дешёвые сорта кофе мы не готовы использовать в наших кофейных аппаратах, так как это может ухудшить качество приготавливаемых напитков.